Природный парк «Ергаки»
15.10.2019

Летят перелетные птицы

Поскольку главным источником информации для основной массы населения пока еще является телевидение, а там круглосуточно и надрывно идет обсуждение политических и семейных скандалов, разбавленных рекламными паузами, и выступлением шоуменов под фонограмму, то реально узнать о том, что же на самом деле происходит за окном можно только из альтернативных источников. Один из них – вы держите сейчас в своих руках.

Тему нашей новой встречи в рубрике «экологический ликбез» совсем недавно рано поутру подсказали земляки прямо на остановке в ожидании автобуса.Хотя и возникла она как бы совершенно неожиданно, тем не менее, как оказалось, актуальна. Ну, во-первых, что называется «к сезону». А во-вторых – раз уж «в зале возникли вопросы», и достаточно многих людей интересует, что сейчас происходит в мире живой природы, а не только на голубом экране, то для заинтересованной аудитории, думаю, можно позволить немножко выйти за рамки регламента. И поделиться простой близкой доступной и «полезной» информацией.

О том, что сельским жителям, в отличие от городских, приметы настоящей осени известны лучше, сомнений ни у кого не вызывает. Люди, живущие среди природы, гораздо лучше их видят, понимают и даже предчувствуют эти самые сезонные изменения. А какая это благодатная тема для бесед, споров и дискуссий, прекрасная возможность поделиться своими собственными наблюдениями, озадачить собеседника вопросами, а то и, прямо скажем, весьма неожиданными выводами.

20-zagryaznenie-okruzhayushhej-sredy-2.jpg

Недавно пришлось быть невольным «слушателем такого народного лектория». На остановке, в ожидании автобуса, односельчане сначала делились результатами (успехи, недоработки и явные промахи) закончившегося «сезона борьбы за урожай 2019», а затем плавно перешли к обсуждению другой, не менее интересной темы. «Чем вызвана нынешняя затянувшаяся теплая осень и чем это в дальнейшем может грозить?» И, подводя итог, казалось бы, переосмысленной исчерпанной темы, прозвучал весьма оригинальный вывод. «А вот птички-то построились клином, да упорхнули в теплые страны. И хорошо им. Не надо думать, как пережить зиму».

Пришлось поинтересоваться: «А вы считаете, что у перелетных птиц меньше проблем, чем у тех, кто остался?» Ответ поразил наивной простотой. – «Ну, конечно, там же тепло…»

Ну, надо же. Как у вас все просто... А вообще-то есть и другая информация, которой, как я понимаю, необходимо делиться. Что ж, тогда давайте попробуем вместе разобраться, что же это за явление такое – сезонные перелеты, и каково оно, на самом деле, «ТАМ»… Что нам вообще, известно о том кто, куда, почему, когда и как улетает? И что ждет пернатых путешественников в дороге и на месте прибытия? И так ли уж на самом деле «безоблачно» небо над летящими, так ли все красиво и складно, как это пытаются представить отдельные граждане, претендующим на звание «знатоковиз народа».

Давайте сделаем небольшой экскурс и хотя бы вкратце посмотрим на ситуацию, как говорят, изнутри. Представим и оценим, каково это быть перелетной птицей и каждый год летать «на беззаботный отдых в жаркие страны».

000023_1550060558_336476_big.jpg

И так….пожалуй, главный вопрос проблемы… - А собственно ПОЧЕМУ?

Официальная версия, предлагаемая энциклопедистами, звучит так:«Причины перелетов птиц до конца не выяснены, полагают, что они связаны с давно установившимися сезонными сменами условий существования: осенний перелет обусловлен сокращением светлого времени суток и уменьшением пищи, а возвращение на родину обусловлено инстинктом размножения. Таким образом, перелеты - это одно из инстинктивных действий птиц, и возникли они несколько миллионов лет назад под влиянием чередования сезонов. Перелеты оказались удачным приспособлением: птицы круглый год имели пищу. Повторяясь из поколения в поколение многие века, перелеты превратились в наследуемую форму поведения».

Вот так… Сухо, официально и незатейливо. А главное, если не вникать в детали, на самом деле может показаться все очень просто. Пришла осень, похолодало, улетели. Пришла весна, потеплело – вернулись. Ну, а в реальности каково?

Один не полетишь. Дороги не знаешь. Необходимо собраться в группы, потом в стаи. Как определить место и время сбора и отлета, так, чтобы не засиживаться, но и не опоздать ко времени отправления. Ведь непогода, бескормица, хищники в прямом и переносном смысле «висят на хвосте». Кто распределяет обязанности в этом временном творческом коллективе, чтобы результаты по итогу соответствовали намерениям.

Ну, и теперь немножко собственно о самих сезонных перелетах.Первый вопрос, который возникает у многих: «… а как, собственно, птицы прокладывают свои маршруты, протяженностью в несколько тысяч км. Ведь ни карт, ни GPS-навигаторов у них нет.

Долгое время считалось, что молодым дорогу показывают старые опытные, не раз совершавшие перелеты. Факт, действительно имеющий место, но, что характерно, не у всех.Значит не все так просто, и у некоторых видов довольно часто молодые и старые птицы летят в разное время. Тем не менее, не теряются они и завершающую часть зимовку проводят совместно. К примеру, взрослые кукушки улетают раньше, оставив своих птенцов на доращивание приемным родителям. Но повзрослевшие кукушата следуют на юг не за последними, а направляются самостоятельно на традиционные места зимовок, например, в южную Африку, куда улетели их биологические родители.

Еще в XIX в. известный русский ученый А.Ф. Миддендорф предположил, что птицы могут ориентироваться по магнитному полю Земли. Звучит достаточно убедительно, хотя в ходе экспериментов гарантированного подтверждения этой гипотезы найти пока не удалось. Тем не менее, современные исследователи не спешат расстаться с этой версией, справедливо считая, что новейшее более чувствительное оборудование ближайшего будущего позволит раскрыть и эту тайну.

2692480.jpg

Предложенную версию о способности птиц ориентироваться по Солнцу и другим небесным телам разделяли не многие, да и сама гипотеза, на первый взгляд, казалось маловероятной и не очень убедительной, однако результаты целой серии опытов с разными видами и возрастными группами убедительно доказали ее правомочность. Так, например, скворцы легко ориентировались на местности и в лаборатории, если была ясная погода, но в пасмурную – терялись, их поведение было неопределенным.

Аналогичным экспериментам подвергались птицы, путешествующие в ночное время. Так опыты с европейской славкой показали, что в пасмурную погоду движение этих птиц было хаотичным, но как только звезды на небосклоне начинали просматриваться четко, птицы двигались уверенно, придерживаясь весной северного направления, а осенью южного.

Подобные наблюдения и эксперименты убедительно доказывают, что однозначного ответа на вопрос, как птицы ориентируются в пространстве пока не найдено. Скорее всего, птицы используют не один, а целый комплекс приемов, в том числе и пока еще неизвестных современной науке.

Очень важным и показательным является и то, что во время сезонных миграций птицы летят не кратчайшим путем, а маршрут их проходит по наиболее благоприятным для данного вида местам в отношении питания, отдыха, безопасности. Так, водоплавающие птицы чаще придерживаются речных долин или морских побережий.

Любопытно, что один и тот же вид птиц может вести себя по-разному, к примеру, серая ворона в южных частях своего ареала - оседлая птица, в центральных частях — кочующая, а в северных - перелетная.

cherniy-korshun-4.jpg

Два слова о способах передвижения.

Хищники, как правило, летят в одиночку, по маршрутам своих потенциальных жертв, чтобы: а) обеспечить себе гарантированную подкормку на период длительного путешествия и б) не создавать конкуренцию, в результате которой можно самому оказаться в ранге кормового объекта.

Мелкие воробьиные летят, как нам кажется, «толпой», сумбурной беспорядочной стаей. Однако не стоит торопиться с выводами. В таком способе передвижения есть свой особый смысл, скорее даже стратегия. Мелкая птица легко станет объектом добычи, если на ней будет сосредоточено внимание хищника. В постоянно хаотично перемещающейся массе сложно выделить отдельную особь, а значит, и уцелеть, вероятность намного повышается. Кроме этого у такой стаи создается единое энергетическое поле, единый мозг, которые не только предохраняют, но позволяют каким-то образом получать информацию о месте своего нахождения.

На способе передвижения клином, которым пользуются крупные птицы, например, журавли или гуси, стоит остановиться отдельно. Дело в том, что когда птица машет крыльями, позади неё образуются вихревые потоки воздуха, благодаря которым создается дополнительная подъемная сила, для тех, кто летит сзади. Гуси, таким образом, экономят до 20% энергии. А вот на птицу, летящую впереди, возлагается большая ответственность. Она является проводником и направляющим, задающим высоту полета и темп движения всей стаи. Работа не из легких, поэтому направляющий в таком клине время от времени меняется.

perelet-zhuravlej-e1499676299876-1024x682.jpg

Кто, куда и когда улетает

Первыми в путь отправляются мелкие певчие птицы, основным кормом которых являются насекомые. Их отлет обычно приурочен к началу сентября, так как в это время найти пропитаниестановится уже сложнее. Летят в сентябре на юг и стрижи. Места зимовок этих птиц в Африке или в южной Индии, где нет проблем с их основными кормами. Сразу за стрижами улетают ласточки, которые будут зимовать на юге Африки, преодолев тысячи километров над морями и пустынями.

«Вегетарианцы» и виды со смешанным типом питания отправляются в путь немного позднее. Журавли – типичные представители этой группы своим курлыканьем обязательно сообщат о времени отлета, а самих птиц легко увидеть на фоне неба. Передперелётомони предварительно собираются в крупные стаи, делают «тренировочные» перекочевки. Несколько дней держатся вместе и затем начинают движение.

Позже всех, практически зимой, отправляются в путь гуси и лебеди,так как они способны добывать пищу до тех пор, пока водоём не начнет покрываться льдом. Часть утиных стай летит на азиатский юг, другие остаются на зиму на Балканском полуострове, а лебеди предпочитают улетать в Великобританию, а также в Грецию. Что касается журавлей, то некоторые зимуют в Италии.

Необходимо упомянуть, что кроме перелетных, существуют еще и кочующие птицы. Которые, если позволяют условия (теплая зима, достаток корма), продолжают держаться вблизи мест летнего обитания. Улетают они лишь в том случае, если температура воздуха становится слишком низкой. Очень показательными в этом плане являются участки открытой воды на реках возле плотин ГЭС, что позволило водоплавающим птицам изменить и ритм жизни, заменив дальние перелеты на трофические кочевки местного уровня. Перечень мест временного зимнего проживания можно продолжать довольно долго, посколькупредпочтения у пернатых весьма разнообразные. Например, черный аист - Южная Азия, а также Северная Африка. Горихвостка тоже предпочитает тропические регионы, поэтому летит в Африку. Грачи зимуют не очень далеко от дома, отправляются в Среднюю Азию, в Крым, на Кавказ и Северное Средиземноморье.

Чёрный дрозд чаще всего остаётся для зимовки в Малой Азии либо в Южной Европе. Дупельвполне комфортно себя чувствует в Африке. Жаворонки селятся в Пиренеях и на Апеннинах. Журавли предпочитают Китай, Юго-Западную Европу.

Если говорить о зяблике, то он летит в Средиземноморье либо в Центральную Европу. В этих местах ему проще всего прокормиться в зимнее время года. Зимующие иволги отмеченынемного южнее Сахары. Козодои устремляются в Южную Африку.

Коростель (он же дергач) выбирает длязимовки Юго-Восточную Африку, при этом большую часть пути птица проделывает пешком. Ласточки нередко останавливаются в Австралии или в Южной Африке. Лебедей в холодное время года нередко отмечают в Афганистане, Иране, а также на Аравийском полуострове.

Лысухачасто держится в районе прибрежных зон Каспийского и Чёрного моря, а может занимать и более южные территории. Малиновка предпочитает лететь в Южный Египет, Ирак и в Закавказье. Из других подходящих территорий можно упомянуть средиземноморские острова.

Пустельга улетает в Центральную Европу.

zhuravlinnyi-klin-1024x671_1414528914.jpg

Скворец предпочитает зимовать в Южном Средиземноморье. Черноголовая славка улетает в Грецию, Испанию, а также на Кипр. Отмечают её и по другую сторону моря - в Судане.

Соловьиулетают в район Персидского залива, а также на прибрежье Западной и Восточной Африки. Трясогузка зимует в Южной Азии. Что касается цапли, то зиму она проводит на берегах Нила или в других районах Африки. Чибис отправляется на зиму в Северную Индию, в Южную Японию и в Пакистан.

И так, намеченные и апробированные сотни лет назад места зимовок и «подъездные к ним пути» работают в прежнем режиме. Необходимо только обязательно учесть, что, если еще 100 лет назад прилетев на зимовку, птицы существовали сами по себе, то в настоящее время многие из этих мест уже освоены человеком, и птицам приходится соседствовать, размещаться в парках, на территории сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Это нередко вызывает конфликт. Человек не привык делиться ресурсами. А куда деваться, назад в зиму не полетишь.

Вот мы и плавно подошли к теме «перелетных проблем».

Проблемы

Дело в том, что, как это ни печально, но длительные перелеты всегда связаны с потерями. Кому-то просто не хватило физических сил, кто-то стал жертвой хищников. Да и, чего греха таить, случаев гибели от рук браконьеров, именно на пролете, еще хватает. Хотя, конечно, время не стоит на месте и международное сообщество озабочено и этой проблемой. Существуют Конвенции об охране перелетных птиц и даже международные КРАСНЫЕ КНИГИ. Применяется современная техника, создаются специальные команды по отслеживанию и предупреждению подобных нарушений. И если не соблюдать существующее природоохранное законодательство, можно нарваться на очень серьезные неприятности, включая уголовную ответственность. Это и понятно, поскольку речь идет о действительно редких видах биоты, представляющих достояние науки, культуры и даже политики.

Перелетные птицы в лхасском парке Лунвантань 2.jpg

Но в последние годы возникла новая проблема. Многие наши соотечественники, чья жизнь в той или иной степени, связана с природой, отмечают, что наблюдается общее сокращение численности обычных, некогда массовых, и отнюдь не промысловых видов. Ученые орнитологи подтверждают и всерьез озабочены этой наметившейся и прогрессирующей тенденцией. В качестве дополнительного аргумента, опосредовано подтверждающего ее серьезность, можно привести факт появления большого количества межвидовых гибридов. Т.е. количество отдельных особей птиц одного вида настолько сократилось, что для продолжения рода просто не хватает партнеров противоположного пола. И природав новых условиях,таким образом,все-таки пытается выживать.Проводя свои собственные наблюдения на территории парка «Ергаки», мы столкнулись с упомянутой проблемой. Причин тому достаточно много. Это и совпадающие по времени с птичьими перелетами периоды резкого изменения погоды, разного рода циклоны, ураганы, ледяные дожди и прочие катаклизмы, часть которых, как считают специалисты, с большой вероятностью, спровоцирована испытанием климатических установок (США, Китай).

Само по себе изменение погоды во время длительных перелетов представляет серьезную опасность для птиц. Особенно, если это происходит над океанами. Так в конце 70-х попавшие в бурю стаи скворцов, в одночасье из широко распространенного массового вида стали редкостью. Прошло уже почти 50 лет, а численность этих птиц пока еще до прежнего уровня так и не восстановилась. Перелет над морем, даже в хорошую погоду, это риск, и птицы для передышки довольно часто используют не только острова, но и оказавшиеся в этой зоне корабли.

Известно, что птицы могут предчувствовать изменение погоды и они, накануне приближающегося ненастья, как правило, всегда притормаживают, пережидают его, а затем снова продолжают путь. Но птицы не могут предчувствовать приближение катастроф, возникающих из-за необдуманных действий человека, его ошибок. Поэтому в дополнение к факторам, усугубляющим и без того сложное положение, следует, несомненно, отнести и деятельность человека. Экологические катастрофы, как локального, так и глобального уровня. Здесь стоит упомянуть о происходящих время от времени авариях на нефтяных разработках, это лесные и степные пожары, полностью уничтожающие все животное население. Добавьте сюда широкомасштабные хим обработки лесных и сельхозугодий и задумаешься, кто же в большей степени повинен: многолетние циклы, непредсказуемая погода, или все-таки человек, со своими экспериментами над живой Природой.

Перелётные птицы2.jpg

Наверняка, приходилось видеть фрагменты репортажей из таких мест, где волонтеры, присутствующие в кадре, занимаются спасением (отловом и отмыванием) птиц и других животных, оказавшихся в нефтяном пятне. Зрелище, прямо скажем, не для слабонервных. Но, по сути, подобные кадры, выходящие на экран «для массового потребления», не более чем рекламный трюк, оплачиваемый, кстати, чаще всего, самими виновниками аварии… Если спросите: «Для чего?». Ответ будет несколько неожиданным. Нет, ни для того, чтобы обратить внимание на то, как хрупок и уязвим наш мир и несовершенны технологии переработки. Хотя именно этот вывод напрашивается сам собой. Здесь более серьезные политические игры. Ну, а раз уж случилась авария (она ведь все равно уже случилась), надо и ее использовать на собственное благо. Все ведь зависит от того, как преподнести материал. Можно ведь и так... «Да проблема есть, но она же не замалчивается». Какой бонус и для СМИ, и для правительства. Ведь оказывается, что «ОНИ не только сами в курсе происходящего, но и нас ставят в известность». Этот психологический прием – первый шаг на пути установления (восстановления) доверия правительства, рейтинг которого порой падает ниже невозможного. Чего собственно, как правило, и добиваются. «А дальше… будет видно (время покажет)… Пока не будем опережать события, будем решать по мере поступления». Переключив внимание на бедствие, появляется возможность отвлечь население от других важных государственных проблем (инфляция, безработица и пр., пр., пр.). И сердобольный человек откликается, точнее и «покупается» … А как же, ведь прозвучала ключевая, затуманивающая сознание фраза «расследованием инцидента занимается выехавшая на место специально созданная ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ». И создается впечатление, что какие-то меры (все-таки, якобы) на самом деле принимаются. А вот чем закончилось это самое «расследование инцидента» никто не сообщит, даже, если и спросить. Ведь завтра озадачат другой, не менее важной, ну просто глобальной проблемой. К примеру, чем болел Майкл Джексон, или почему Джигарханян (Киану Ривз, Челентано, Аль Пачино) расстался со своей подругой, или какого размера дыры на винтажных джинсах будут самыми модными в наступающем сезоне.

Ничего не сообщат СМИ и о реальных результатах той самой спасательной операции, хотя бы потому что, настроив на мажор предыдущим репортажем, уже нельзя опускать планку, а значит нужно молчать. Ведь в реальности все достаточно грустно,практически все животные, искупавшиеся в нефти, обречены. Из нескольких сотен «спасенных» (в кадре) выживут буквально единицы. И завтра члены пресловутой комиссии будут думать не о том, как отмыть и где разместить на реабилитацию попавших в беду, а будут решать, где и как утилизировать погибших и продолжающих погибать животных. И как скрыть эту неудобную информацию.

И подобные «эпизоды» происходят на «нашем шарике» практически каждый год, сокращая и общее поголовье, и видовое разнообразие животных, оказавшихся в зоне бедствия.А ведь сохранение численности и видового разнообразия животных начинается с охраны отдельных групп и даже особей, а также их местообитаний, куда подпадают и места гнездовий и зимовок, места отдыха и кормежки на магистральных пролетных направлениях.

Еще одна глобальная проблема, которую невозможно не заметить, но которая замалчивается, это ВОЙНА. У обывателя, почему-то складывается впечатление, что птиц-то она касается меньше всего. Увы, уважаемые читатели, но в большинстве случаев это невозможно из-за масштабности боевых операций и поражающих возможностей современного вооружения.Бои с его применением, это вам не атаки «с шашками наголо», когда вся проблема для птиц состояла лишь в необходимости перелететь в сторону на сотню-другую метров. «Работа» реактивных систем залпового огня, установок типа «Град», которыми укомплектованы многие армейские подразделения не оставляет шансов на выживание никому. К примеру, испытания, а затем и боевое применение систем «Буратино» и «Солнцепек», в зависимости от комплектации снарядами с термобарическим (вакуумные бомбы) или дымозажигательным снаряжением показали, что эти установки способны одним залпом накрывать площадь до 40 000 м2. Задумайтесь, это только одна установка. А сколько их создано, сколько стоит на вооружении? Сколько непоправимого вреда нанесет такое оружие под благовидным предлогом борьбы с терроризмом.

Перелетные-птицы-2.jpg

И еще один, не менее важный аспект. В зоне даже локального конфликта всегда происходят проблемы с организацией питания. Как военных, так и гражданских лиц.

Местное население, оказавшееся заложником конфликтующих сторон, вынуждено обеспечивать себя пропитанием самостоятельно. Здесь уже не до деликатесов. Чтобы выжить в пищу годится ВСЕ, ЧТО МОЖЕТ ДЛЯ ЭТОГО БЫТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНО ПРИГОДНЫМ. И птицы, особенно перелетные, в этом смысле очень перспективный объект. Их надо успевать заготовить, ведь иначе они улетят.

Вернитесь к тексту на несколько абзацев и посмотрите, где зимует значительная часть прилетающих из нашей страны птиц. Ведь это зоны, где на протяжении более 20 лет не прекращаются вооруженные конфликты, смены режимов, куда время от времени направляются обозы с гуманитарной помощью, и где на первом месте стоят продукты питания. Вот вам и ответ на вопрос о причинах сокращения численности.

На фоне проблем голода и гибели людей, гибель животных воспринимается, как нечто незначительное. Но это, к сожалению, не так, и уничтожение животных, и в частности перелетных птиц, это тот самый шаг к экологической катастрофе глобального масштаба.

Но если военные просто не замечают или не хотят замечать и задумываться о птицах (для них это мелко), то наши южные соседи – полная противоположность. Они, ну просто озабочены этой проблемой и страстно желают, чтобы птиц было как можно больше. Приезжавшие в «Ергаки» по линии научного сотрудничества столичные орнитологи рассказывали, что после того как Китай стал открыт для иностранцев, местное население, с присущей предприимчивостью стало повышать свое благосостояние, изготавливая сувенирную продукцию достаточно высокого качества. Среди предложенного ассортимента были и чучела мелких птиц. Необычность самого сувенира, профессионально выполненная таксидермия подхлестнули спрос. А в итоге, тысячи, десятки тысяч загубленных на потеху туристам птиц. В том числе и тех, что в массе прилетали на зимовку в Китай. По общему признанию, именно китайский сувенирный промысел нанес серьезный ущерб поголовью мелких воробьиных в Сибири.

скопа4.jpg

А ведь птицы - это универсальный биоиндикатор экологического благополучия. По численности и разнообразию птиц, участвующих в перелетах, можно не только оценивать ситуацию, но и строить программу по ее улучшению. И хорошо бы все-таки иметь в наличие этот живой инструмент.

Поэтому, провожая взглядом улетающие осенью стаи птиц, давайте пожелаем им удачной дороги и, конечно же, возвращения. Так, как это делали наши предки и учили этому своих детей. Говорят, что у древних славян, на самом деле, с миром живой природы была астральная связь. Научиться бы и нам так. Думать, понимать и заботиться о ней, жить вместе в единстве, а не «покорять» и не строить планы о переселении на другие планеты.

Автор Хританков А. М.