Природный парк «Ергаки»

Наша работа

Охрана природных комплексов и объектов — основная и наиболее важная часть деятельности КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки».
04.07.2019

Научные исследования в заповедниках и национальных парках Южной Сибири

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

УДК 502.11

И.В. ГРЯЗИН

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ПРИРОДНОГО ПАРКА В РОССИИ

Дирекция природного парка «Ергаки», с. Ермаковское ergakipark@mail.ru

   Впервые в отечественной литературе анализируется история развития понятия «природный парк» в России. Приводятся сведения из литературных источников и нормативных актов, охватывающих период с 1866 по 2013 г., и связанные с понятиями «природный парк», «национальный парк» и «рекреационное использование охраняемых природных территорий».

   Ключевые слова: природный парк, национальный парк, отдых, рекреация, особо охраняемая природная территория.

   Природные парки как категория особо охраняемых природных территорий играют существенную роль в системе природно-заповедного фонда Российской Федерации. Анализ истории развития понятия «природный парк» позволяет раскрыть суть процессов, связанных с формированием заповедной системы России, показать возможности организации отдыха на территории ООПТ. И здесь, на наш взгляд, необходимо помнить два важных момента. Первое — Россия в период с января 1918 г. по декабрь 1993 г. представляла собой Российскую Советскую Федера­тивную Социалистическую Республику, входившую в состав СССР в качестве одной из составных частей. Второе — до 1995 г., когда в нашей стране был принят закон «Об особо охраняемых природных территориях», национальный и природный парк понимались как синонимы формы охраны и использования живой природы [1, 2, 3]. Эти обстоятельства играют существенную роль для понимания генезиса природных парков в Российской Федерации.

   В русском языке слово «парк» является заимствованным, в основе которого лежат франц. — pare, англ, — park, итал. —раrсо, среднев. — лат. —parcus, древненем. —parkan, тевтонск. —parch, означающие укрытие, загородка, обнесение валом, а также: а) роща, в которой сделаны дорожки для гулянья пешком и в экипажах; б) запас артиллерийских снарядов [4].

   В российской литературе в дореволюционный период термин «природный парк» использовался еще до активного обсуждения, осмысления и утверждения концептуальных основ сохранения дикой природы. Применялся он, например, и для характеристики живописных природных ландшафтов [5, 6, 7].

   Относительно определения охраняемой природной территории слово «парк» в России впервые упоминается в статье академика И. П. Бородина «Охрана памятников природы», опубликованной в 1910 г. в «Трудах Юрьевского Ботанического сада» [8]. Профессор Московского университета Д. Н. Анучин, подробно описав национальные парки Соединенных Штатов, указал, что распространение образования и повышение эстетических вкусов способствует появлению стремления к сохранению интересных ландшафтов [9].

   Выдающийся ученый-охотовед, видный деятель в сфере охраны природы Д.К. Соловьев в своей работе «Типы организаций, способствующих охране природы» в группировке различных типов организаций и учреждений, способствующих сохранению природы и производительных сил, называет следующие типы парков, выделяя их в группе интенсивного хозяйства: зоопарки (зверинцы, птичий парк, рыбный парк) и ботанические парки. Согласно Соловьеву, ботанические парки могли быть только естественными, в отличие от зоопарков, происхождение которых подразумевалось как искусственного, так и естественного характера. Заповедники и памятники природы, по его мнению, могли быть закрытые и общественные. Во-первых, должны преследоваться, прежде всего, научные цели и сообразно этому изменения в природе могут быть доведены до минимальных. Во-вторых, на важном месте стоит удовлетворение любознательности и эстетических потребностей широких масс населения, как, например, в американских национальных парках [10].

   Известный географ и энтомолог, профессор А. П. Семенов-Тян-Шанский считал необходимым создание в разных частях страны обширных неприкосновенных национальных парков, а также охотничьих парков, преследующих в основном промысловые цели [11].

   Подробный обзор национальных парков Северо-Американских Соединенных Штатов, общий обзор парков Канады, Южной Америки, Новой Зеландии, Австралии, Африки, Германии, Дании, Швеции, Англии, Франции, Швейцарии был дан в книге естествоиспытателей Г. А. Брызгалина и Б. А. Захарова [12]. Там же отмечалось, что: «...в России в 1913 г. Министерство народного Просвещения занималось разработкой законопроекта об учреждении в Кубанской области заповедного парка для охраны в неприкосновенности растений и животных края. В 1914 г. под председательством бывшего великого князя Сергея Михайловича возникла особая комиссия, выработавшая проект учреждения на Кавказе огромного государственного заповедника — «национального парка». По этому проекту заповедной должна быть признана нагорная полоса Кубанской обл., площадью 314 тыс. дес. (3020 кв. верст) «в целях сохранения в неприкосновенности на вечные времена первобытной кавказкой природы... Сам парк предпо­лагалось объявить в собственности государства... Однако проект вызвал возражения... и не был осуществлен».

   Согласно п. 2 Декрета СНК РСФСР от 16 сентября 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков», значительные по площади участки природы, замечательные своими памятниками, объявлялись заповедниками и национальными парками. Сады и парки историко-художественного значения, созданные по заданиям художественного паркового искусства или связанные с архитектурными сооружениями, представляющими с ними одно художественное целое, могут быть объявляемы Народным комиссариатом просвещения, по согласованию с заинтересованными ведомствами, неприкосновенными памятниками садово-парковой культуры музейно-академического значения.Пунктом 3 данного декрета определялось, что «земли под заповедниками и национальными парками не могут быть обращаемы под обработку или разработку естественных богатств, без разрешения Народного Комиссариата Просвещения, а равно на площади заповедников и национальных парков охота и ловля зверей и птиц, собирание яиц и гнезд и ловля рыбы не допускается без такового же разрешения» [13].

   На Первом Всероссийском съезде по охране природы профессор Д. Н. Кошкаров (побывавший ранее в Америке) в своей речи заявил о необходимости создать национальные парки, «...свои, так сказать, «парки культуры и отдыха», в самом крупном масштабе» для обеспечения отдыха трудящихся [14]. Д. Н. Кошкаров предлагал каждый заповедник организовать в трех частях: 1) область абсолютно закрытого заповедника с доступом только научных сотрудников заповедника; 2) область педагогическая для общественного изучения под компетентным руководством; 3) парк для отдыха.

   Ведущий практикующий специалист по охраняемым природным территориям 1930-х гг., один из создателей Всероссийского общества охраны природы Ф. Ф. Шиллингер, ссылаясь на экономический эффект, говорил о необходимости оборудования Крымского государственного заповедника на манер американских национальных парков с целью развития туризма. Также он считал необходимым организовать в Крыму центральный парк природоведения, культуры и отдыха, с показом животных [15].

   Но в декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 5 октября 1925 г. «Об охране участков природы и ее отдельных произведений, имеющих преимущественно научное или культурно-историческое значение», понятие «национальный парк» как категория особо охраняемой природной территории не нашло отражения. С этого времени понятие «парк», применяемое к определению ООПТ, не появляется в советских нормативных актах до 1962 г. Согласно п. 1 данного декрета, «участки природы (земли и водного пространства) и отдельные произведения ее, животные, растения, горные породы, а также акклиматизационные участки, парки, сады и искусственно созданные запасы зеленой площади, представляющие собой научную или культурно-историческую цен­ность, подлежат охране или с ограничением области их использования, или с оставлением в неприкосновенном виде. С этой целью им может быть присвоеназаповедность». Заповедники могли быть полными или частичными [16].

   Почему же в период после 1925 г. понятие парка как формы, особо охраняемой природной территории не поддерживалось властью? Ответ на этот вопрос содержится в книге Госплана СССР «Реконструкция городов СССР» (1933): «В советских условиях возник своеобразный тип парка — нацк культуры и отдыха... И Европа и Америка имеют свои парки. История на протяжении многих веков знает парки не только как зеленые массивы, но и как места пышных празднеств, дворцовых балов, государственных, а иногда и общественных, носящих более демократический характер мероприятий (народные гулянья). Казалось бы, что ничего нового, ничего социалистического нет в факте возникновения парка культуры и отдыха. На деле же между нашимПКиО и парками зарубежными и дореволюционной России ничего нет общего.

   «За границей такими парками пользуются капиталисты; в советских условиях это будет парк для кузнецов, токарей, ткачей, машинистов и сапожников» (из доклада т. Кагановича на Июньском пленуме ЦК ВКП(б)).

   В то время как основная цель буржуазных парков — отвлечь трудящихся от политики, для чего и создаются условия, в которых жестоко эксплуатируемые трудящиеся на время могут получить иллюзию «хорошей жизни», наши парки строят свою работу, исходя из совершенно иных установок. Коллегия Наркомпроса по докладу Центрального парка культуры и отдыха в своем постановлении подчеркнула:

   «Основным направлением работы парков культуры и отдыха должны быть: а) массовая оздоровительная работа и создание надлежащих условий отдыха рабочего и его семьи; б) организация мероприятий по поднятию культурно-политического и производственно-технического уровня рабочих и их семей; в) участие парков культуры и отдыха в проведении важнейших народнохозяйственных политических кампаний; г) на территории парков культуры и отдыха должна быть развита массовая художественная работа, в основном и главным образом организуемая творческой самодеятельностью самих рабочих и их семей, посещающих парки, с одновременным показом лучших образцов профессионального театра, музыкального искусства и т. д.) особое внимание должно быть обращено на организацию отдыха, физкультуры и спорта и т. п., применительно к возрастным группам рабочих и отдельных профессий» [17]. Различия между организационными установками наших и зарубежных парков довольно ясно прослеживаются во фрагменте приведенного документа.

   Но жизнь не стояла на месте. Благосостояние жителей Советского Союза росло, повышались мобильность населения и уровень его образования. Отдых «на природе», активные экскурсии становились все популярнее.

   Новая категория особо охраняемых природных объектов — «природный парк» впервые в СССР на уровне нормативных актов была предусмотрена указом «Об охране природы в Казахской СССР» от 12 мая 1962 г. и законом «Об охране природы в Туркменской СССР» от 26 марта 1963 г. [18].

   В 1967 г. была опубликована статья Л. С. Белоусовой «Об организации природных парков в Советском Союзе» [19], в которой, со ссылкой на зарубежный опыт, были отражены рекомендации, сохраняющие свою актуальность и в настоящее время, по созданию и функционированию природных парков. В 1968 г. зоолог, профессор И.И. Пузано в статье «Нам нужны национальные парки» акцентировал внимание на том, что за рубежом последние служат местом отдыха, в отличие от заповедников [20]. Отметил он и стихийное (из-за высокой посещаемости) превращение в национальные парки заповедников «Кавказский» и «Столбы».

   Отношение к понятию «национальный парк» со стороны советских научных деятелей иллюстрирует тезис профессора, зоолога, работника ВНИИ природы А. Г. Банникова в статье «От заповедников до национальных парков»: «Поскольку в нашей социалистической стране земля с ее богатствами уже 50 лет как национализирована и принадлежит народу, правильнее было бы наши будущие парки, имеющие сходные задачи с зарубежными национальными, именовать “природными парками”» [21].

   30 мая 1969 г. вышло постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС № 411 «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», где указывалось на широкое развитие в стране туризма и экскурсий и предлагалось профсоюзным, советским и хозяйственным организациям создавать пригородные зоны отдыха, туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристские станции, привлекать туристов и экскурсантов к активному участию в охране природных богатств.

   Тема отдыха в особо охраняемых природных территориях развивалась. Интересна серия публикаций в журнале «Охота и охотничье хозяйство». Указывалось, что целевым назначением природных (национальных) парков является сохранение участков природы в культурно-просветительных и рекреационных целях [22]. Отмечалось, что рекреация как форма отдыха становится важнейшим потребителем ресурсов природной среды, и природные парки наряду с ку­рортными районами, зонами отдыха и другими формами должны занять важное место в системе рекреационных территорий [23].

   Системный подход к организации природных парков в СССР характеризует обзор 1974 г. «Организация и размещение природных парков на территории СССР», подготовленный работниками Центрального научно-исследовательского института типового и экспериментального проектирования лечебно-курортных зданий (ЦНИИЭП лечебно-курортных зданий) [24]. В данном обзоре, ссылаясь на опыт США, отмечалось, что совмещение функций заповедника и зоны стационарного массового отдыха практически невозможно. Согласно выводам данного обзора, природные парки являются наиболее прогрессивными и актуальными единицами территориально-рекреационных систем. По мнению авторов, целесообразно выделить четыре основных типа парков: прогулочно-пейзажный, спортивно-прогулочный, охотничий (рыболовный) и архитектурно-исторический.

   Первый национальный парк в СССР был образован в Эстонии 1 июня 1971 г. Постановлением Совета Министров Эстонской ССР. Им стал «Лахемаа» [25]. А первым природным парком в СССР являлся Киргизский государственный природный парк «Ала-Арча», созданный 29 апреля 1976 г. совместным Постановлением ЦК Коммунистической партии Киргизии и Совета министров Кыргызской Республики. Государственный природный национальный парк «Карпатский» в Украинской СССР, согласно Постановлению Совета министров УССР от 3 июня 1980 г., впервые одновременно содержал в своем названии слова «национальный» и «природный». «Сочинский» государственный природный национальный парк, образованный Постановлением Совета министров РСФСР № 214 от 5 мая 1983 г., стал первым в РСФСР. Создавались национальные, природные, народные парки и в других республиках Советского Союза. Но, как указывали в своей книге «Особо охраняемые природные территории» Н. Ф. Реймерс и Ф. Р. Штильмарк [26], «надо учитывать, что за рубежом различаются национальные и природные парки. Последние, согласно международной классификации, представляют собой «участки природного ландшафта (иногда с элементами культурного ландшафта и населенными пунктами), охраняемые для удовлетворения потребностей населения в отдыхе». У нас же термины «национальный парк» и «природный парк» обычно используются как синонимы. Действующие ныне парки Прибалтики называются официально «национальными», хотя фактически ближе к разряду «природных».

   Совместным постановлением № 77 Государственного планового комитета СССР и Государственного комитета СССР по науке и темнике № 106 от 27 апреля 1981 г. были утверждены Ти­повые положения о государственных заповедниках, памятниках природы, ботанических садах и дендрологических парках, зоологических парках, заказниках и природных национальных парках (далее по тексту — Типовые положения) [27]. Согласно положениям этого документа, государственные природные национальные парки образуются для сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов и для их использования в рекреационных, просветительных, научных и культурных целях. Участки земли, ее недр и водного пространства со всеми находящимися в их пределах природными объектами изымаются из хозяйственной эксплуатации и предоставляются в пользование государственным природным национальным паркам в установленном порядке. Территория государственных природных национальных парков может включать участки земли и водного пространства других землепользователей. Согласно пунктам 10 и 11 Типового положения на государственные природные национальные парки возлагается решение следующих задач:

   а) сохранение ландшафтов, водных объектов, растительного и животного мира, объектов не­живой природы, памятников истории и культуры в рекреационных, просветительных и научных целях;

   б) создание условий для туризма и отдыха, ознакомления с природой национального парка, культурными и историческими памятниками;

   в) разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования.

   Средства, получаемые государственными природными национальными парками за посещение и обслуживание посетителей, используются для улучшения содержания парков, их охраны, восстановления природных комплексов, а также для решения других стоящих перед ними задач.

   Типовым положением определялось, что, в отличие от заповедников, образование государственных природных национальных парков осуществлялось Советами министров союзных республик в порядке, ими устанавливаемом, без согласования с Госпланом СССР. То есть уже в 1981 г. подчеркивался региональный аспект природных национальных парков, которые могли быть образованы союзными республиками самостоятельно, без согласования с центральной властью.

   На эволюцию понятия «природный парк», несомненно, повлияла Резолюция Генеральной ассамблеи Международного союза охраны природы и природных ресурсов (Дели, 24.XI— 1 .XII/1969 г.) в которой «...просят правительство не считать национальным парком 1 — научный резерват, который можно посетить только по специальному разрешению (строго охраняемый природный резерват);2 — природный резерват, управляемый частным учреждением или ре­гиональным органом власти (провинциальный парк и т.д.), если не существует какого бы то ни было признания или контроля со стороны центрального органа власти; 3 — специальный резерват, по определению Алжирской конвенции 1968 г. (резерват флоры и фауны, для дичи,убежище для птиц, геологический или лесной резерват и т.д.); 4 — населенные или эксплуатируемые территории, где ландшафтное планирование и меры по развитию туризма привели к созданию рекреационных зон, в которых контролируется промышленность и урбанизация, и отдых преобладает над сохранением экосистем (природный региональный парк, природный парк). Те территории, которые, возможно, были учреждены как «национальные парки», должны быть переименованы» [28].

   Эстонский специалист по особо охраняемым природным территориям Э. В. Кумари [29], характеризуя природные парки, ссылался на определение немецких авторов: «Природные парки являются обширными выдающимися культурными ландшафтами, которые отличаются по их природному своеобразию, красоте и рекреационным способностям. Их защищают юридически, они выделяются по принципам ухода за ландшафтом и обеспечиваются сооружениями и средствами для рекреации». Определение природного парка МСОП как заселенного и используемого человеком участка земли, где, посредством планировки ландшафта и предпринятых для развития туризма мероприятий, созданы «рекреационные зоны», на которых не разрешаются индустриализация и урбанизация, и где отдых людей на открытом воздухе имеет преимущество перед охраной экосистем.

   Известный специалист в области экологического права профессор В.В. Петров определял различие национальных и природных парков преобладанием экологических задач над рекреационными для национальных парков. Природный парк является природно-ландшафтной территорией, используемой в основном для целей рекреации [30].

   В. П. Чижова подчеркивает, что наименование «государственные природные национальные парки» содержит самостоятельные территориальные формы охраны природы: природный и на­циональный парк. Значение природных парков не на уровне СССР или республик в составе СССР, как национальных парков, а на уровне автономно-республиканского, областного (краевого) или даже районного. Охрана природных ресурсов в природных парках осуществляется только в целях поддержания рекреационного потенциала территории [31].

   Первый природный парк в России был создан в г. Москве распоряжением Правительства Москвы от 12.05.1992 № 1153-РП «О создании природного парка «Битцевский лес», который (Постановлением Правительства Москвы № 68-ПП от 8 февраля 2005 г.) преобразован в особо охраняемую природную территорию регионального значения «Природно-исторический парк “Битцевский лес”» [32].

   Точка зрения на природный парк как на региональную форму особо охраняемой природной территории была закреплена в разделе IV «Природные парки» Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ (далее по тексту — закона) [33]. Согласно первой редакции ст. 18 закона, природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в при­родоохранных, просветительских и рекреационных целях. Возложенные задачи на природные парки были схожи с задачами, сформулированными для природных национальных парков в Типовом положении 1981 г. Статьи закона, посвященные природным паркам, до настоящего времени претерпели два изменения, введенных Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 406- ФЗ — они серьезно изменили понятие «природный парк». Сейчас под природными парками понимаются не учреждения, а непосредственно особо охраняемые природные территории регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение. Соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Управление природными парками осуществляется государственными учреждениями субъектов Российской Федерации [34].

   Развернутая ретроспектива развития понятия природного парка показала, что процесс окончательного смыслового утверждения этой категории ООПТ в российском правовом поле вряд ли закончен. Но, по крайней мере, региональное значение природных парков очевидно и вряд ли будет оспариваться и изменяться.

Список литературы

1. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. — М.: Мысль, 1990. — 637 с.

2. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник. — М.: Просвеще­ние, 1992. — 319 с.

3. Штильмарк Ф.Р. Заповедное дело России: теория, практика, история: избр. тр. - М.: КМК, 2014. — 511 с.

4. Михельсон А.Д. 30 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с объяснением их корней. По словарям: Гейзе, Рейфа и др. — М.: Собств. изд. автора, 1866. — 771 с.

5. Родевич В.М. Урянхайский край и его обитатели. — СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1912. — 60 с.

6. Европа. Иллюстрированный географический сборник, сост. преп. географии А. Крубером, С. Григо­рьевым, А. Барковым и С. Чефрановым. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Типолит. т-ва И.Н. Кушнерев и К”, 1912. - С. 74.

7. Строящаяся Черноморская железная дорога (Туапсе-Квалони). - СПб.: Изд. Павловского о-ва Черно­мор. ж. д., 1913. - С. 19.

8. Бородин И.П. Охрана памятников природы // Труды Ботанического сада Имп. Юрьевского универси­тета. — Юрьев, 1910. — Т. XI, вып. 4. — С. 297—317.

9. Анучин Д.Н., Кожевников Г.А. Охрана памятников природы. Международная охрана природы. — М.: Типолит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1914. —59 с.

10. Соловьев Д.К. Типы организаций, способствующих охране природы. — Пг.: Девятая гос. тип., 1918. — 45 с.

11. Семенов Тян-Шанский А.П. Свободная природа, как великий живой музей, требует неотложных мер организации // Природа. 1919. — № 4/6. — С. 200—216.

12. Брызгалин Г.А, Захаров Б.А. Что такое национальные парки и для чего они учреждаются? — Харьков: Союз, 1919. — 95 с.

13. Декрет СНК РСФСР от 16 сентября 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков». [Элек­тронный ресурс.Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических респу­блик]. — URL:http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1090.htm(дата обращения: 19 июля 2018 г.).

14. Труды 1-го Всероссийского съезда по охране природы / под ред. М.П. Потемкина, Б.П. Дитмара и С.А. Северцова; Всерос. о-во охраны природы. Главнаука. — М.: Всерос. о-во охраны природы, 1930 (типолит. им. Воровского). — 222 с.

15. Шилленгер Ф.Ф. Крымский полуостров. Его роль и значение в СССР. Описание Крыма и проблема его переустройства. — М.: Тип.газ. «Правда», 1935. - С. 59—60.

16. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 5 октября 1925 г. «Об охране участков природы и ее отдельных произ­ведений, имеющих преимущественно научное или культурно-историческое значение». [Электронный ресурс.Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических республик]. — URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2689.htm(дата обращения: 19 июля 2018 г.).

17. Реконструкция городов СССР (1933—1937). — М.: Стандартизация и рационализация, 1933. — Т. 1. — С. 208-209.

18. Шапошников Л.К. Постоянные заказники в системе охраны природы СССР // Примечательные при­родные ландшафты СССР и их охрана. — М.: Наука, 1967. — С. 5—11.

19. Белоусова Л. С. Об организации природных парков в Советском Союзе // Примечательные природные ландшафты СССР и их охрана. — М.: Наука, 1967. — С. 144—152.

20. Пузанов И. Нам нужны национальные парки // Охота и охотничье хозяйство. — 1968. — № 2. — С. 12—14.

21. Банников А.Г. От заповедника до национального парка // Природа. —1968. — № 4. — С. 89—97.

22. Банников А., Криницкий В., Рашек В. Перспективы организации заповедников в СССР // Охота и охот­ничье хозяйство. — 1974. — № 9. — С. 26—28.

23. Банников А., Криницкий В. Ускорить организацию национальных парков // Охота и охотничье хозяй­ство. - 1975. - № 4. - С. 1-2.

24. Шкляев Н.А. Шильникова Л.Н. Организация и размещение природных парков на территории СССР. — М.: Гос. ком.погражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР. Центр науч.-техн. информации по гражд. стр-ву и архитектуре, 1974. — 36 с.

25. Николаевский А.Т. Национальные парки. — М.: Агропромиздат, 1985. — 189 с.

26. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. — М.: Мысль, 1978. - 295 с.

27. Постановление от 27 апреля 1981 г. Государственного планового комитета СССР № 77 Государственно­го комитета СССР по науке и технике № 106 «О утверждении Типовых положений о государственных заповедниках, памятниках природы, ботанических садах и дендрологических парках, зоологических парках, заказниках и природных национальных парках». [Электронный ресурс.Библиотека норма­тивно-правовых актов Союза Советских Социалистических республик]. — URL: http://vww.libussr.ru/doc_ussr/usr_10742.htm(дата обращения: 17 авг. 2018 г.).

28. Забелина Н.М. Национальный парк. — М.: Мысль, 1987. — С. 161.

29. Кумари Э.В. К вопросу о классификации охраняемых территорий стран мира // Уч. зап.Тартус. гос. ун-та. — 1981. — Вып. 570: Научные труды по охране природы. — С. 3—9.

30. Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР: Учеб. — М.: Юрид. лит., 1984. — С. 303.

31. Чижова В. Национальные парки: какими им быть? Национальный или природный? // Охота и охот­ничье хозяйство. — 1988. — № 4. — С. 12—13.

32. Постановление Правительства Москвы № 68-ПП от 8 февраля 2005 г. «О природно-историческом парке “Битцевский лес”». [Электронный ресурс.MosOpen.ruЭлектронная Москва]. — URL: http://mosopen.ru/document/68_pp_2005-02-08 (дата обращения: 21 сент. 2018 г.).

33. Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собр. законодательства РФ. - 1995. — № 12, 20.03. - Ст. 1024.

34. Федеральный закон от 28.12.2013 N406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства рФ. — 2013. — № 52, 30.12 (ч. I). — Ст. 6971.